Андрес Сепп: о вырубке нашего общего леса
Оригинал был опубликован на портале Postimees.ee
- RMK стал упорядочивать границы лесов повышенного публичного интереса.
- Границы
лесов повышенного публичного интереса можно изменить на собраниях групп
заинтересованных лиц.
- О
статусе государственного леса вблизи дома можно узнать у местного лесничего.
В результате порой ожесточенных, переходящих на личности и иногда откровенно злых лесных дебатов у людей возникает страх перед словами «сплошная вырубка» и «харвестер». Эти слова стали отрицательными. Но виноваты не слова, важно сосредоточиться на результате – какая вырубка подходит для данного леса лучше всего. И подходит в том смысле, чтобы такой же лес был обеспечен и для последующих поколений.
Еще один большой страх состоит в том, что лес закончится и больше ничего не вырастет, что вызывает по-человечески понятное желание вообще прекратить вырубку. Но если люди в одном районе полностью запрещают обновление своих лесов и использование древесины – природного ресурса, который возобновляется быстрее всего, древесины, то с этим должны быть согласны все – жители Таллинна, Вярска или Нарвы. И наоборот. Это неправильно, что использование нашей общей собственности во благо всех нас в одном месте разрешено, а в другом – запрещено.
Чтобы уменьшить страхи и желания запрещать вырубки, мы в RMK сейчас устанавливаем границы лесных территорий с повышенным публичным интересом (ППИ), чтобы вместо одиночных рощиц сосредоточить внимание на целой лесной территории, которую местные сообщества считают ценной для себя. Мы составляем в этих районах планы по управлению лесами, для которых мы рассчитываем оптимальную площадь обновляемых лесных территорий, планируем работу в этих местах и составляем прогноз, который описывает, сколько леса будет там через десять лет и какого возраста будет этот лес. Когда эти территории будут проработаны и планы составлены, мы представим их сообществу. Ведь это наше общее желание, чтобы лесов, которые производят и сохраняют древесину и другие ценности, нам хватало навечно.
Хорошая практика вовлечения заключается в информировании заинтересованных сторон и сообщества, и консультировании с ними при принятии решений. В повседневной практике RMK это означает, что мы ищем людей, проживающих рядом с местом, где запланирована вырубка, сообщаем им об этом и обсуждаем возможности, как провести вырубку наилучшим и наименее беспокоящим для сообщества образом. При этом я честно признаю, что вовлечение не означает моментального прекращения вырубок сразу же, как кто-нибудь выскажется по этому поводу. Скорее, будут обсуждаться варианты замены одного типа рубки на другой, различные варианты размещения территорий рубки на ландшафте, размещение деревьев или групп деревьев, оставляемых в зоне рубки, и т.д.
На сегодняшний день лесничие RMK провели по всей Эстонии более 106 собраний, на которых рассказывали о предстоящих вырубках. Большинство собраний были очень конструктивными. Работники RMK очень рады, что люди по всей Эстонии приезжали на эти собрания, отправлялись вместе с лесничими в лес и обсуждали с нами различные возможности лесовосстановления. Мнения сторон были выслушаны и все пожелания учтены в рамках возможностей.
Государственный лес – общий для всех нас, и мы все имеем право высказывать свое мнение о целесообразности управления растущими в нем деревьями.
Бывают случаи, когда уведомление о предстоящей вырубке настолько всем понятно или даже ожидаемо (да, это так), что не возникает даже обычного обсуждения или люди не приходят на собрание. Я признаю, что на самом деле мы приглашаем на эти встречи как можно больше людей, чтобы воспользоваться возможностью рассказать о том, как идут дела у нашего общего леса.
На этих встречах с местными сообществами обсуждалось более 750 вырубок, и в отношении 300 из них были согласованы дополнительные условия. Просматривая протоколы встреч, в них можно найти следующие соглашения с сообществом: деревья, которые остаются расти, обозначаются вместе с собственником соседнего участка, зона вырубки превращается в лесопарк, слева от вьезда сохраняется угол с древними мощными елями, оставляются для роста молодые дубы, клены и ели, лесовозы не ездят в нерабочее время, о начале вырубки сообщается заинтересованным соседям по телефону, сделать в близлежащем лесу рубку ухода и т.д.
В ходе встреч по привлечению также изменяются и обновляются границы так называемых «лесов с повышенным публичным интересом», если возникает необходимость расширить территорию, являющуюся объектом интереса. Если у какого-либо сообщества возникает подозрение, что государственный лес возле их дома не был включен в состав лесов с повышенным публичным интересом, то я советую сообществу пообщаться с лесничим, позвонить или написать ему, чтобы узнать, будут ли рассказывать обществу о работах, планируемых в «нашем лесу». Мы заранее благодарны за любые сообщения, которые помогут нам больше и лучше информировать о нашей работе. Отдельные лесные хутора рядом с государственным лесом и внутри него помечены у нас на картах, что о вырубке по соседству с ними нужно сообщить владельцу хозяйства.
В RMK по всей Эстонии работают 18 лесничих, которые досконально знают свою территорию и нанесли на карты издавна им известные участки леса, которые активно используются местными жителями. Кроме того, мы попросили местные власти нанести на карту такие леса при составлении общих планировок. Тогда и мы будем больше уверены в том, что все леса, которые важны для местного сообщества, нам известны. До настоящего времени мы узнали только об одном таком лесе, важность которого лесничие ранее не могли оценить. Но этот случай не связан с лесами, которые посещают люди. Он был обозначен как лес, вырубку в котором нужно обсудить по причине шума, доносящегося из шахты.
Закон о лесе предусматривает, что при хозяйственной деятельности в лесу рядом с населенным пунктом RMK должен привлекать местное сообщество или жителей. Сотрудники RMK расширили это понятие, привлекая местное сообщество к планированию вырубок во всех часто посещаемых лесах. Для нас не существует случаев, когда мы можем игнорировать мнения местного сообщества. Государственный лес – общий для всех нас, и мы все имеем право высказывать свое мнение о целесообразности управления растущими в нем деревьями.
Комментарии
Добавить комментарий