ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


02. апреля, 2019

Служебный распорядок обслуживающих государственные леса – один из самых строгих в Эстонии

10 декабря 1935 года министр сельскохозяйственных работ утвердил своим приказом «Руководство по хозяйствованию и управлению государственными землями и лесами», которое включало все предписания и правила для сотрудников, обслуживающих государственные леса.

Текст: Айн Кютт, директор музея Сагадиского лесного центра RMK
Фото: Сагадиский лесной центр RMK

Статья была опубликована в журнале Metsamees (“Лесник») Центра управления государственными лесами (RMK)



Отчасти на фоне военизированного порядка было логично, что почти все работники лесного сектора были членами народного ополчения «Кайтселийт». На снимке: работники Пярнуского и Киллингиского лесничеств на построении в рамках оборонных учений 1936 года.

Объемное руководство из шесть частей по сути своей было самым детальным сводом правил, когда-либо существовавшим в Эстонии для гражданского ведомства.

Руководство можно считать дополнением к опубликованному годом ранее эстонскому Закону о лесе, поскольку оно раскрывало прикладную часть, не прописанную в законе.

Ниже мы поподробнее рассмотрим одну часть руководства – в контексте сегодняшнего дня, пожалуй, самую интересную: служебный распорядок для работников, обслуживающих леса, а, точнее, те его главы, которые касаются правил поведения.

Зарубежные примеры

Судьба Эстонии столетиями зависела от ее расположения между двумя нациями с явно меркантильными принципами: с одной стороны, это был печально известный прусский орднунг, с другой – русские с присущим им принципом государственно управлять всем и вся. А если при этом еще учесть большую любовь обеих наций к мундирам, мы получаем отправную точку для того, чтобы понять сущность служебного распорядка, утвержденного в Эстонии в 1935 году. На этот распорядок совершенно точно повлияли обе стороны, и в итоге получился свод правил с очень строгими, местами весьма своеобразными по сегодняшним меркам принципами.

Вооруженные силы указывают направление

В 1934 году Законом о лесе была учреждена состоящая из девяти должностей иерархия, на вершине которой был директор управления государственными землями и лесами, а внизу – лесник. Между ними находились заместитель директора, руководитель бюро, лесной инспектор, ревизор-лесничий, лесничий, заместитель лесничего и лесотехник. Новый служебный распорядок детально устанавливал взаимоотношения между всеми уровнями этой иерархии. Так, первый пункт правил поведения гласил, что при обращении к начальнику или общении с ним по служебным делам нужно было стоять по стойке смирно и обращаться к начальнику по его должности, добавляя при этом «господин»; начальники же обязаны были звать подчиненных по должности и фамилии.

Когда начальник входил в помещение, подчиненный должен был встать и стоять по стойке смирно. Вновь сесть в служебном помещении можно было только с разрешения начальника, в общественных местах – после приветствия. На вопрос или приказ начальника подчиненный обязан был отвечать «понял!» или «так точно!» Прощаться подчиненный должен был на армейский манер, то есть отдать честь, развернуться по-строевому и выйти. Разрешение на это начальник давал словами «это всё».

Приветствие обязательно

Служебный распорядок отдельно устанавливал обычную и праздничную форму. Последнюю можно было носить после 17 часов и только по праздничным случаям. На снимке: главный Вастселийнаский лесничий Херман Орг в праздничной форме.
Вся процедура приветствия и поведение в присутствии начальника были расписаны очень детально. Подчиненный всегда должен был приветствовать первым; если приветствующий был в форме, действовал армейский порядок. Если на голове была форменная фуражка, ее запрещалось снимать для приветствия: порядок предполагал поднять руку к голове, если на ней была фуражка; если же фуражки не было, подчиненный должен был слегка поклониться начальнику.

Подходить к начальнику ближе, чем на два шага, считалось невежливым. Приветственные слова первым говорил начальник: в ответ на «Здравствуйте!» следовало ответить «Здравия желаю!», добавив название должности приветствующего в связке со словом «господин». Взаимное приветствие между всеми работниками лесного сектора было строго обязательно.

В присутствии начальника подчиненному запрещалось курить – это можно было делать только с разрешения начальника. На улице подчиненному следовало двигаться по левую руку от начальника, причем таким образом, чтобы у последнего была возможность широко шагать. В тех местах, где двигаться рядом было невозможно, начальника нужно было пропустить вперед. При входе в помещение начальника также следовало пропустить вперед.

Строгие наказания

Детально были описаны самые разнообразные дисциплинарные взыскания за неподчинение. Важность послушания также отмечалась в установленной тем же служебным распорядком присяге государственных работников лесного сектора, текст которой звучал так: «Обещаю и клянусь хранить верность Эстонской демократической республике и ее законному правительству, а также честно по совести и исполнять все обязанности, которые возлагает на меня доверенный мне пост. При этом я понимаю, что закон карает за нарушение служебных обязанностей». И закон действительно карал: всего было шесть степеней взыскания, из которых самая простая – замечание, самая серьезная – увольнение с должности. Замечание обычно делалось за мелкие огрехи, касавшиеся поведения. Их фиксировали письменно, но публично они не объявлялись. Выговор же делался уже в присутствии коллег. Учитывая сравнительно невысокие зарплаты того времени в лесном секторе, одним из наиболее неприятных наказаний был денежный штраф, который мог составлять от одной кроны до четверти месячного жалованья. Обычно штраф вычитали из зарплаты и переводили в общий доход государства, так что в системе от него не оставалось ни цента. Если в течение года работник совершал два идентичных нарушения, это давало возможность перевести его на более низкую должность.

Работники Пылтсамааского лесничества на лестнице здания лесничества в 1934 году. Общий служебный распорядок еще не был утвержден, и при полном обмундировании лишь главный лесничий Оскар Уусталу, на остальных мужчинах – только фуражки.


Приказ нужно выполнять

Приказ по новому служебному распорядку не обсуждался. Не исполнить можно было только явно преступный приказ, но об этом следовало незамедлительно сообщить властям. При этом идущий вразрез с гражданскими законами приказ следовало исполнить, но ответственность за последствия ложилась на отдавшего приказ. О выполнении всех приказов следовало подробно докладывать начальнику. Служебный распорядок вводил своего рода круговую ответственность: получивший приказ наказывался за его невыполнение, но если при этом начальник наказывал за это недостаточно строго, то и его самого ожидало наказание. С одной стороны, предполагалось, что это обеспечит четкий порядок и бесперебойную работу системы; с другой стороны, в дело часто вступал человеческий фактор, когда в реальности пытались действовать более человечно, чем предусматривал распорядок. Одной из главных причин для этого была хроническая нехватка рабочей силы в секторе лесного хозяйства, так что с легкостью раздавать наказания работникам было просто неразумно.

Служебная форма добавляет строгости

Одной из предпосылок для составления такого служебного распорядка послужило введение "Законом о лесе" единой служебной формы. До того носили одежду, доставшуюся или от сил обороны, или еще с царского времени. Новый служебный распорядок детально расписывал все предметы униформы, а также устанавливал единые правила ее ношения. Носить служебную форму в рабочее время было обязательным для всех, кому она предписывалась. Во внерабочее время носить форму считалось плохим тоном, а в некоторых случаях это строго запрещалось – например, во время политических собраний или «в низкопробных ресторанах и кабаках». Какие рестораны считались низкопробными, к сожалению, не уточнялось. Также ношение униформы было запрещено за границей – в случае, если работник находился там в частном порядке.

Все детали ношения формы были досконально расписаны. Устанавливался даже цвет носков, который должен был совпадать с цветом обуви. На служебных мероприятиях, например, было запрещено носить калоши. Переход с летней формы на зимнюю и наоборот должен был производится, соответственно, 1 ноября или 1 апреля. Сегодня может показаться странным, что все детальное описание формы и порядка ее ношения распространялось только на мужскую одежду. Для женщин форменная одежда не предусматривалась. Также явно не предусматривалось, что женщина вообще может занять столь высокую должность, которая требует ношения формы лесного служащего. Но все же отдельные женщины среди лесников встречались. В основном женщины в лесничествах работали делопроизводителями, и форма им не полагалась, так что они ходили в обычной повседневной одежде.

Служебный распорядок также детально устанавливал правила ношения оружия и обращения с ним. На снимке: Александер Тийтс из Раваского лесничества показывает пример в 1940 году.


Поводя итог, можно сказать, что служебный распорядок работников лесного сектора был одним из самых строгих в гражданской службе того времени. Даже на железной дороге, которая в то время с военной точки зрения была важнее лесничества, правила были мягче. Столь прочное увязывание норм поведения работников лесного сектора с армейским порядком встречало у современников удивление и порой даже непонимание.

В журнале Eesti Mets («Леса Эстонии») несколько раз публиковались пояснения и указания к служебному распорядку, где, в частности, звучала мысль, что все это необходимо, прежде всего, для большей сплоченности тружеников лесного сектора. Насколько это было эффективным, зависит уже от точки зрения. В любом случае, правила служебного распорядка начали внедрять уже среди обучавшейся лесоводству молодежи: например, в ходе практики в Вольветиском лесном училище на полевые работы маршировали строем. Это, несомненно, обеспечивало хорошую дисциплину в будущем.

Добавить комментарий

Email again: