Практика в отделе охраны природы RMK в западном регионе
Я являюсь студенткой Эстонского университета естественных наук, учусь на специальности «охрана окружающей среды», и на протяжении двух недель я проходила практику в отделе охраны природы RMK. Моим главным руководителем был менеджер природоохранных работ в западном регионе Эстонии Тимо Асуя, который не только обладает хорошим характером, но также является специалистом в своей сфере и всей душой радеет за свое дело. Тимо стал для меня хорошим примером, а как руководитель практики он давал мне интересные и посильные задания. Я очень благодарна Тимо за посвященное мне время, знания, которыми он со мной поделился, и приобретенный опыт.
Западный регион работ охватывает Сааремаа, Хийумаа, Вормси, Ляэнемаа и кусочек Пярнумаа (Ляэнераннаскую и Пыхья-Пярнумааскую волости). В ходе практики я в основном занималась восстановлением полуприродных сообществ (ППС), лесолугов и лесопастбищ. Помимо этого, я также успела принять участие в восстановлении остаточного болота Сайкла и некоторое время провела в офисе Сааремааского лесничества в деревне Куузе.
Лесолуга и похожие на пастбища лесные ландшафты могли возникнуть на территории Эстонии вместе с появлением первых поселений. После прореживания лесов, вырубки кустарников, выпаса животных, изготовления веников и сенокоса на земле оставались расти единичные деревья и кусты. В наше время пасущийся скот ищет укрытие именно под этими деревьями. В период расцвета полуприродных сообществ (в конце XIX и в начале XX века) общая площадь ППС достигала в Эстонии 850 000 га, малую часть из которой RMK в сотрудничестве с Департаментом окружающей среды сейчас восстанавливает. Большая часть лесолугов и лесопастбищ Эстонии как раз и находится в западной Эстонии, особенно на Сааремаа.
В целом, процесс восстановления лесолугов и лесопастбищ выглядит следующим образом: Департамент окружающей среды заказывает инвентаризацию полуприродных сообществ, которые вносятся в регистр окружающей среды, чтобы их видели RMK и все заинтересованные в их аренде. RMK восстанавливает те территории, у которых имеется арендатор, в противном случае восстановленная территория, оставшись бесхозной, снова зарастет. Каждый объект оценивается в индивидуальном порядке: проверяется, правильно ли зарегистрирован тип места обитания, нужно ли подкорректировать границы места обитания, имеется ли к нему доступ, требуются ли различные восстановительные работы. Перед тем как сдать объект в аренду все несоответствия исправляются.
Специалист RMK по охране природы Антс Анемяги, с которым мне тоже выпала честь познакомиться, осматривает каждый объект перед его отправкой в работу, составляет исходное задание восстановительных работ, согласовывает работы с Департаментом окружающей среды, получает необходимые разрешения и передает все документы Тимо Асуя. После этого объявляется тендер на восстановление сданных в аренду объектов, а с предприятием, которое сделает наиболее подходящее предложение, RMK заключает соответствующий договор.
Как правило, самой первой работу начинает валочно-пакетирующая машина, которая убирает тонкие деревья и кустарник. За ней идет лесной комбайн, который убирает большие деревья. Кругляк сразу же забирает грузовой транспорт. После этого нужно заняться пнями: на лесолугу пни удаляются фрезой, а на лесопастбище они спиливаются вручную на требуемой высоте. Затем территория очищается от лесосечных отходов. После того как менеджер природоохранных работ все сделает, специалист по охране окружающей среды сможет осмотреть объект и оценить, нужно ли еще выполнить какие-то работы или участок готов и его можно передать арендатору. На лесолугу арендатор занимается покосом, а на лесопастбище – выпасом скота.
Мы посещали различные объекты, чтобы следить за всем этим рабочим процессом и контролировать его: все ли делается в соответствии с договоренностями и по правилам. Поскольку объектов было много и все они находились на разных этапах восстановления, я смогла увидеть всю используемую технику и то, как меняется ППС в ходе рабочего процесса.
Между посещениями объектов я выполняла много разнообразных рабочих заданий. Свезенный древесный материал (кругляк или порубочные остатки) необходимо измерить и взять на баланс. Я несчетное количество раз занималась измерением штабелей лесоматериалов, в итоге я в этом отлично поднаторела. А руководитель практики Тимо объяснял мне, что означает различная маркировка штабелей лесоматериалов.
Моими рабочими инструментами была планка для измерения высоты, рулетка, блокнот и баллончик с краской. На штабеле лесоматериалов (на фото) следует отметить владельца (RMK), вид древесного материала (8Y, осиновые дрова) и номер квартала (QE487).
Мы очень много ездили по объектам. На протяжении двух недель мы занимались по большей части объектами на Сааремаа, но выезжали также на Вормси, Хийумаа и материк. В дороге я на пассажирском сиденье выполняла различные задания: составляла таблицы в Excel, брала на баланс штабеля лесоматериала, оформляла лесохозяйственные извещения, а больше всего мне понравилось чертить в геоинформационной системе QGIS пути своза для объекта в Вормси. Составляя пути своза, я смогла применить приобретенные в университете знания, а также должна была учитывать целый ряд факторов, поскольку это был пляжный луг: тип почвы, несущую способность грунта, текущую погоду, чтобы пути своза были максимально короткими и позволяли объединить несколько перелесков, чтобы дороги по возможности пролегали по лесу, где повреждение поверхности земли было бы наименьшим. Когда план был готов, мы выехали на место и обошли проложенные мной дороги, чтобы внести корректуры по факту увиденного.
Посещая объекты, я смогла поближе познакомиться с рабочей техникой, а некоторые операторы и водители таких машин с удовольствием меня катали, рассказывая о своей работе, о том, насколько она им нравится и т. д. Например, я смогла прокатиться на лесовозе, на гусеничном харвестере Terri и вездеходе Tinger. На последнем мы катались по мягкой и влажной почве болота Сайкла – для этого он, собственно, и создан. Тимо говорит, что на нем можно преодолевать даже водные преграды, но мы не стали проводить испытаний чисто из-за моих сомнений в этом.
Этот краткий рассказ – лишь мизерная часть того опыта, который я приобрела в RMK за две недели. Это была исключительно позитивная и очень классная практика. Я увидела в западной Эстонии и на островах такие места, в которые в обычной жизни скорее всего никогда бы не попала, что заставило меня понять, сколько еще открытий таят в себе родные края и острова.
Я выражаю свою искреннюю благодарность Антсу и Тимо, желаю им сил и только успехов в будущем! С RMK было здорово!
Добавить комментарий