Овечий запах отпугивает копытных от хвойных деревьев
Текст: Кристийна Вийрон
Фотографии: Карли Саул
Статья была опубликована в журнале RMK Metsamees
Впервые попытки уберечь хвойные культуры от копытных с помощью препарата под названием Trico были предприняты семь лет назад. Поскольку в то время новый для эстонского рынка препарат оказался эффективным средством контроля, теперь RMK в рамках тендерного договора ежегодно закупает почти 15 000 литров Trico, которым каждую осень обрабатывает более 3500 гектаров сосен и елей. Это почти треть обновляемых территорий RMK.
«Масштабное опрыскивание растений по всей Эстонии мы начали в 2018 году», – сказал начальник лесоводческой службы RMK Тоомас Вяэт. По его словам, опрыскивание действительно приносит пользу. «Например, в прошлом году с помощью Trico было обработано почти 3700 гектаров, и сейчас всего 7 гектаров этих территорий пострадали от повреждений, нанесенных лесными животными – так что, это работает», – отметил Вяэт.
Животных удерживает вдали от культур запах, который, согласно обещаниям производителя, сохраняется от шести до восьми месяцев. RMK также пытался отгонять диких животных с помощью Cervakol и Plantskydd, но, по словам Вяэта, Trico по-прежнему остается наиболее подходящим с точки зрения как своих качеств, так и эффективности обработки. «Трудно только найти время для опрыскивания, нужна сухая погода с температурой +5 и выше, иначе средство в переносном опрыскивающем устройстве замерзает», – отметил Вяэт.
Для опрыскивания растений используются различные приемы работы. «По всей поверхности или частично, опрыскивание определенных растений, опрыскивание по диагонали, рядами и т.д.», – перечисляет Вяэт. «Мы также практиковали опрыскивание растений в ящиках перед посадкой. Мы делаем это на Сааремаа и Хийумаа, где были случаи, когда олени сразу после посадки съедали растения или вытаскивали их из земли».
Десятиметровыми рядами
Со временем стало понятно, где какой метод целесообразно использовать. «Четыре года назад мы впервые попробовали Trico, я пытался быть умнее косули – мы опрыскивали сосновые участки, а стоящие рядом ели были полностью съедены», – вспоминает лесовод Юго-Восточного региона Койт Краав. По его словам, козы в то время годами не трогали ели и казалось, что им опасность не грозит. Препарата Trico тогда тоже было мало, не было опыта и знаний, как он работает. «Тогда мы только нащупывали границы его возможностей», – отметил он.
Тогда он дал задание опрыскать все деревья на участке, но теперь Краав использует на своих участках неподалеку от Тарту опрыскивание рядами. Ширина одного ряда – как опрыскиваемого, так и не опрыскиваемого – составляет около десяти метров, и в опрыскиваемом ряду он рекомендует покрывать овечьим жиром каждое растение.
«Запах действует на расстоянии 10-15 метров», – объясняет Краав расстояние между рядами и тот факт, почему, по его оценке, нет необходимости ставить обрабатывать Trico все деревья, растущие на участке.
«Это результат наших испытаний, а не наука. Но в прошлом году мы обработали 900 гектаров, и теперь я могу точно сказать, что повреждений от косуль нет. Один из методов – обработка свинцом или препаратом Trico – точно помог», – сказал он, вспоминая 2015 год, когда в его районе в Реола косули съели 38 гектаров сосновых культур, все из которых были высажены год или два назад.
Лучше опрыскать, чем потом заменять
По словам Краава, именно из-за косуль нужно опрыскивать участки с хвойными деревьями в окрестностях Тарту. «Косуля живет на границе поля и леса, здесь мало лесов, и их надо спасать от косуль», – отметил он. «Я единственный в Юго-Восточном регионе, кто пытается спасти весь фронт хвойных деревьев».
И в этом году на его рабочей территории было обработано 900 гектаров хвойных культур. Эту работу выполняют лесозаготовители RMK и договорные партнеры.
Он дает задание опрыскать все засаженные весной участки, потому что косуля начинает обгладывать деревья, когда они еще маленькие. «Если косуля объест верхушку сосны, то дереву – finito», – объясняет Краав. Если обгрызть верхушку ели, то из дерева что-то еще может получиться, но культура требует лучшего ухода, а выпрямляться пострадавшее дерево будет медленно.
Заведующий лесным хозяйством Юго-Восточного региона Индрек Каролин отметил, что опрыскиваются в основном молодые саженцы, а также более старые культуры. «Мы опрыскивали и молодую поросль размером 2-4 метра», – уточняет он. «Мы уделяем первоочередное внимание уходу за молодыми культурами, стараясь максимально защитить их от различных повреждений в первый год».
В этом году в Юго-Восточном регионе было обработано 1900 гектаров молодых хвойных деревьев.
Койт Краав подсчитал, что опрыскивание одного гектара будет стоить столько же денег, сколько позже было бы потрачено на замену 200 сосен или 150 елей.
«По нашему методу расходуется около полутора литров плюс пол литра Trico на гектар, но у тех, кто использует его по площадям, уходит 7-8 литров», – признает он, отмечая, что опрыскивание все же лучше, чем добавление деревьев впоследствии. «Ведь замена не вырастет в нужное время», – поясняет он.
Как долго Trico будет работать, прежде чем до животных дойдет, что можно перекусить и опрысканным деревом, лесники до сих пор не знают наверняка. «Латыши говорят, что олень привыкает к репелленту за пару лет, после чего все равно начинает есть, и средство приходится менять. У нас на данный момент этих сведений нет, с островов, где много оленей, уже поступают первые сигналы», – отметил Тоомас Вяэт. «Но лось, вероятно, не настолько умен, чтобы привыкнуть к овечьему жиру».
По словам Краава, нет никаких оснований полагать, что косули привыкли к Trico.
Сажают и для копытных
Уже при посадке хвойных деревьев RMK учитывает определенный риск, что некоторые растения, вероятно, будут съедены. Например, на гектар площади высаживается 3200 сосен, но ситуация становится критической, если остается менее 1500 растений.
«Более высокая начальная плотность при этом не является решением, ведь мы все-таки выращиваем лес», – отмечает Вяэт, что нет никаких планов сажать растения бок о бок.
По его оценке, рекомендация, приведенная, например, в лесоводческом учебнике, отложить рубки осветления, чтобы отпугнуть лосей и сохранить более высокую плотность насаждения, также нецелесообразна.
«Предпосылка, что я пару лет не буду заниматься осветлением, не буду обращать внимания на посаженные сосны, потому что иначе может последовать ущерб от диких животных – тщетная надежда», – сказал он, опираясь на исследование, проведенное финнами. Оно показало, что больший ущерб был нанесен именно в плотных молодых лесах, где животное чувствует себя в большей безопасности и где растет больше различных видов деревьев.
«Мы не можем принять худшего лесоводческого решения, объясняя это тем, что вдруг могут прийти дикие животные и все испортить», – подчеркнул Вяэт. В долгосрочной перспективе наиболее правильным решением при защите культур, исключающим возможность значительного превышения предела терпимости лесовладельца, по-прежнему остается отпугивание диких животных. «Потому что обработка означает, что растения остаются, а животное найдет себе корм где-нибудь еще», – пояснил он.
Добавить комментарий