ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


10. февраля, 2020

Некоторые пояснения к лесным и климатическим сообщениям

Всем хорошо известно мнение, что леса связывают углерод. Но это лишь половина правды. На самом деле, имеются два параллельных процесса, активирующие углеродный цикл.

Текст и фото : Маргус Эмберг,
лесничий рапламааского лесничества RMK.

Перевод статьи с эстонского языка, оригинал был опубликован на Raplamaa Sõnumid.ee



Во-первых, фотосинтез, в ходе которого из атмосферного углерода и питательных веществ синтезируется растительность. Другой процесс – это разложение растительности, в ходе которого содержащийся в биомассе углерод снова высвобождается, попадая в атмосферу.

Эти два процесса в целом находятся в равновесии, поэтому растительность Земли считается углеродно-нейтральной, или, говоря простым языком, все, что рождается, неизбежно умирает. При сгорании древесины или в результате ее разложения после смерти дерева, а также после сгорания заготовленных на зиму дров или утилизации древесины после использования баланс углерода в обоих случаях остается одинаковым.

Для более постоянного связывания углерода необходима вода, которая блокирует путь углерода обратно в атмосферу. Это происходит в мировом океане, где накапливаются органические морские отложения, а также на заболоченных территориях, где накапливается торф. Еще более стабильно углерод сохраняется, когда торф или морские отложения оказываются закопанными под вторичными отложениями или оказываются между литосферных плит, где под воздействием высокого давления они превращаются в ископаемые породы.

Часто говорят, что сжигание древесины ведет к потеплению климата, как и сжигание ископаемого топлива. Это обосновывается тем фактом, что атомы ископаемого углерода и органического углерода растительного происхождения ведут себя после сжигания в атмосфере и в процессе фотосинтеза абсолютно одинаково. С точки зрения глобального углеродного баланса такое сравнение неуместно, поскольку перед сжиганием эти два атома углерода ведут себя совершенно по-разному, поэтому сравнивать следует поведение атомов не атмосферного углерода, а скорее связанного углерода.

И здесь есть два фундаментальных различия. Во-первых, содержащийся в древесине углерод получен из атмосферы нашего века, поэтому при разложении или горении древесины в природный цикл не добавляется новый углерод.
Во-вторых, дерево в любом случае сгниет или сгорит, вне зависимости от того, что сделает или не сделает человек. Не вырубая дерево и не сжигая дрова для отопления, мы не останавливаем углеродный цикл, потому что эта жизнь и смерть неизбежны в любом случае. Сжигая древесину и оставляя в результате ископаемые породы в земле, мы предотвращаем попадание в нашу сегодняшнюю среду углерода, накопленного в мезозойскую эру, поскольку ископаемый углерод остается надежно заперт под землей и на следующие сто миллионов лет, без прямого вмешательства человека он не будет портить наш климат.

Древесина – лучшая альтернатива материалам, оставляющим значительный экологический след.

Лесной сектор обвиняют в производстве слишком большого количества древесины для отопления. По оценке старшего научного сотрудника Эстонского университета естественных наук Рауля Розенвальда, в Эстонии сжигается 80% древесины, получаемой из лесов. Мои расчеты дали тот же результат, потому что в печь отправляются все дрова, как минимум 50% бревен и досок, остающихся в качестве строительных и промышленных отходов, а наряду с дровами мы также быстро расходуем и большинство бумажной древесины.

Но есть ли повод обвинять в этом лесной сектор? Скорее, можно утверждать, что если мы способны придать ценность 20% заготовленной древесины в качестве долговечных продуктов, то нам все же имеет смысл и оставшиеся 80% (дрова, бумажную древесину, пиломатериалы и отходы мебельной и строительной промышленности) сжигать вместо ископаемого топлива. Бревна и доски технологически невозможно произвести, не получая бумажную древесину и дрова, такое стремление противоречило бы принципам устойчивости.

За счет дров, отправляющихся сегодня в топку, можно было бы при помощи химической обработки несколько увеличить долю устойчивых продуктов, но создание нужного для этого завода в Эстонии оказалось невыполнимой задачей.

Поскольку отправляющихся в отопительные печи опилок образуется меньше при производстве более крупных пиломатериалов и бревен, считается, что с повышением возраста вырубки леса можно увеличить долю бревен и досок. Тем не менее, результат будет совершенно противоположным, поскольку за счет роста биоразнообразия при повышении возраста леса значительно снижается качество и объем древесины, в результате чего увеличивается доля дров и несортированного материала.

Чтобы получить высококачественную древесину и повысить ценность леса в долгосрочной перспективе, имеет смысл рубить лес, когда он созрел для потребления, а биоразнообразием любоваться стоит на охраняемых территориях, где вырубки не ведутся. Еще наши предки говорили, что нельзя содрать с одного животного две шкуры.
Также часто говорится, что на участках сплошной вырубки значительно увеличиваются выбросы углерода. Исследования профессора Эстонского университета естественных наук Вейко Ури этого не подтверждают. На участках сплошной вырубки отсутствует древесная растительность, которая связывает углерод, возникающий в почве в ходе естественных процессов, но объемы выбросов в результате разложения там такие же, как и везде в лесу. По мере формирования древесной растительности объем связывания углерода, необходимого для роста деревьев, восстанавливается в среднем на 12-й год после вырубки.

Часто звучат утверждения, что лесное хозяйство уничтожает биоразнообразие. Правда в том, что каждое движение, которое делает человек, влияет на окружающую среду и биоразнообразие. Лесное хозяйство, безусловно, не оказывает больше влияния, чем другие сферы жизни. Обезлесенные участки, такие как поля и пастбища, населенные пункты, дороги, промышленные ландшафты и т.д., безусловно, необходимы людям, в то же время они более привычны для глаза, чем территории сплошной вырубки, но лучше ли они с экологической точки зрения?

Например, на сельскохозяйственном ландшафте основы свойственного для лесов биоразнообразия уничтожаются каждый год. При лесохозяйственной деятельности создаются запасы жизненно важного для человека материала и энергоносителя – древесины. С другой стороны, продукты индустрии развлечений и туризм, безусловно, являются очень хорошим способом проведения досуга, но каково их экологическое обоснование? Казалось бы, невинное веселое хобби также может оказывать невероятно огромное влияние на экологию.

Как это ни парадоксально, по сравнению с лесным хозяйством туризм восславляют как экологически-чистый вид досуга. Принято обвинять производство, но ни один предприниматель не настолько глуп, чтобы производить без рыночного спроса и потребительских заказов. Серьезным источником загрязнения считается и транспортный сектор, но плохие новости кроются в том, что перевозится с помощью транспорта или по какой причине мы сами каждый день куда-то едем. Критики лесного хозяйства могли бы на мгновение задаться вопросом, какие из их действий являются экологически обоснованными или насколько большая часть этих видов деятельности относится к числу просто приятных занятий.

Так же, как нет черно-белых решений, не может быть одно действие плохим, а второе – хорошим. Умные решения и нахождение равновесия между всеми сторонами способствуют решению, но если человек хочет прекратить использовать экологический кредит, то придется для этого смириться и с неудобными последствиями этого выбора.

Добавить комментарий

Email again: