«Липучка для мух»
Текст и фото: Тийт Хунт
В Эстонии встречается всего десять видов насекомоядных растений: три или четыре вида росянок Drosera (в зависимости от того, считать ли отдельным видом D. anglica x rotundifolia/Drosera x obovata – гибрид круглолистной росянки D. rotundifolia и длиннолистной D. anglica; кроме того, росянка промежуточная D. intermedia у нас встречается редко), два вида жирянок Pinguicula и четыре вида пузырчаток Utricularia.
Росянки Drosera могут быть незаметными из-за своего размера и сливаться с поверхностью болота. Тем не менее, они являются наиболее известными из наших насекомоядных растений из-за их описанного выше уникального внешнего вида. Совсем другое дело – сможет ли далекий от природы человек, который редко (если вовсе когда-либо) бывает на верховом болоте, отыскать и определить росянку, ведь нужно хорошенько постараться, чтобы в рыжих торфяных мхах найти крохотное растение такого же цвета. Однако с росянкой такая же история, что и с грибами в осеннем лесу: как только вы найдете одну, то сразу заметите следующую.
Если представители рода Dionaea из семейства Росянковых действительно напоминают известных растений-убийц из «Дня триффидов» (или, скорее, иллюстраторы, создававшие триффидов, вдохновлялись американской венериной мухоловкой), то представители семейства росянки Drosera используют метод, больше похожий на липучку для мух – ничего не подозревающий деятель (читай: добыча) резвится на листьях с блестящими на солнце железистыми ворсинками с перламутровой слизью и прилипает к ним. Если бы это был фильм ужасов, то растение открыло бы налитые кровью горящие глаза, и громко начало бы поедать оказавшееся в ловушке животное; на самом же деле железистые волоски опутывают добычу, после чего лист переваривает насекомое с помощью расщепляющего белки пищеварительного фермента.
Необычные пищевые привычки растения вызваны бедной питательными веществами средой обитания росянки – кислой болотной почвой, где необходимый для жизни азот нужно получать путем расщепления животного белка во время питания.
Меньше говорилось о названии и традиционном использовании росянки (эти две вещи связаны, по крайней мере, в контексте Эстонии, где ее называют huulhein - трава для губ). А именно, выделяемое растением клейкое вещество, использовалось в качестве внешнего антисептика для лечения всех видов воспалительных и других подозрительных кожных заболеваний, например, для намазывания на потрескавшиеся губы. Отсюда и возникло его эстонское название.
Однако английское название Sundew, или «Солнечная роса», отсылает к блестящим на солнце липким капелькам на железистых ворсинках растения. Английское народное Lustwort (Lust означает «вожделение», а Wort - это слово, используемое для обозначения лекарственного растения – это можно перевести как «Приворотное зелье») имеет более хитрое происхождение, указывающее на то, что растение раньше использовалось в качестве афродизиака.
В Европе росянка более широко известна как чайное растение против инфекций верхних дыхательных путей или как ингредиент лекарств от кашля.
Добавить комментарий