14. января, 2019
Текст: Тармо ТуулеФотографии: Расмус Юркатам
Материал опубликован в журнале RMK Metsamees
На место встречи – к кострищу в Найстераба в волости Козе - Меэлис прибывает на четверть часа раньше условленного. Через минуту появляется и фотограф. К счастью, я добрался еще раньше. “Вообще-то, я из опаздывателей”, - говорит канцлер, и я не врубаюсь, то ли это как бы извинение наперёд, то ли некоторое самодовольство. Место для костра в Найстераба – абсолютно новый пункт на маршруте 608-ми километровой туристической тропы RMK Пенийыэ – Аэгвийду – Каукси.
Мы пережили на редкость тёплую осень, необыкновенно жаркое лето – это вот и есть изменение климата?
Если говорить об изменениях климата, то надо иметь в виду гораздо более длительный период, чем одно долгое и жаркое лето. Рассматривая ретроспективу данных, мы видим, что климат меняется – это рост средних температур, экстремальные погодные условия. Кроме того, ученые, разумеется, составляют обзоры, которые все это подтверждают как в глобальном, так и в региональном масштабах. Мы же видим и более мягкие зимы. По мнению ученых, необходимо 50 лет изучать погоду, чтобы можно было делать фундаментальные выводы.
Я слишком молод для того, чтобы помнить, что было 50 лет назад. (
Смеётся.) Из детства я помню, что во время рождества снег был всегда, и не надо было искать резиновые сапоги. В то же время изменение климата - это не только повышение температуры, но и непостоянство различных явлений, переменчивость их интенсивности. Мы видели и то, что год на год не приходится, что меняется рисунок погоды.
Мне сказали, что тебя занимает тема климата. Что бы это значило?
Климатические изменения – это реальность, и надо заниматься их смягчением, но важно и приспосабливаться к переменам, быть готовыми к ним. Важен вклад каждого человека, и в заботе об окружающей среде, мы должны показывать пример друг другу.
Да, изменение климата – это глобальная проблема, и её прямое воздействие не везде одинаково. Поэтому такие вопросы не освещаются везде одинаково. Бедные регионы страдают больше, потому что у них меньше возможностей противостоять переменам и, как правило, они расположены в более уязвимых районах. Одна из причин миграционного кризиса – это несомненно климатические изменения. Потребность в более плодородных землях и более качественной питьевой воде заставляет людей искать лучшие условия для жизни, что в свою очередь ведет к конкуренции в тех регионах, где более благоприятные жизненные условия. И там возникновение конфликтов становится делом едва ли не обычным.
Мы все живём на одной планете, и больше заботиться и беречь то, что она может предложить - единственный путь обеспечить такую ситуацию, при которой и наши последующие поколения смогут здесь жить нормально.
В прошлом году я побывал в небольшом островном государстве и увидел, как климатические изменения воздействуют на жизнь людей. Штормы и ураганы смели дома и школы, и всё пришлось строить заново. Это тяжелое зрелище. Одним словом, проблемы есть, но необратимой ситуацию назвать ещё нельзя. Очень важна профилактика: из одного исследования следует, что один евро, направленный на предупредительную деятельность, оборачивается позже четырьмя евро экономии.
После первого километра мы оба ещё не задыхаемся, но дышим тяжело. Позже фотограф Расмус скажет, что в лес мы двинули спортивным шагом, а возвращались в спокойном прогулочном темпе.
В чем принципиальная разница твоей прежней работы заместителя канцлера и нынешней – канцлера?
Заместителем канцлера я отвечал за конкретные участки: климат, качество атмосферного воздуха и внешние сношения. И со всей своей командой я работал во имя того, чтобы жизнь в этих сферах, говоря простым языком, становилась лучше. Мы делали предложения: куда и как двигаться и воплощали сказанное в жизнь. В качестве канцлера моя задача прежде всего в том, что бы у министерства и подведомственной сферы были ресурсы для решения поставленных задач, чтобы мы делали одно общее дело.
Но прежде всего я работаю во имя того, чтобы у нас были мотивированные, предприимчивые и целеустремленные сотрудники. Работа с людьми – основа всего. У нас на сайте сказано, чем должен заниматься канцлер министерства окружающей среды: “Канцлер руководит работой структурных подразделений министерства и отчитывается об этой работе перед министром. Он направляет и координирует работу подведомственных министерству государственных учреждений и подаёт предложения министру о делопроизводстве и организации труда в них”.
Для большей конструктивности, предположим, что у тебя есть возможность в одном предложении сформулировать простому человеку, чем занимается канцлер.
Канцлер занимается всем тем, на что у министра не хватает времени.
Какова роль министерства окружающей среды в Эстонии?
Обеспечивать ситуацию, при которой человек и природа идут рука об руку сегодня, завтра и через сто лет.
Тем временем мы дошли до границы Махтраского заповедника. По какой-то причине придурки, оказавшиеся на природе, перекосили указатель заповедника. Я прошу канцлера выровнять знак, чтобы получилась хорошая фотография. Это не постановочная съемка. На просеке, вдали от дорог, квадроциклы оставили глубокие колеи, такие же остались и на болотной поверхности.
Можно ли в заповеднике гонять на квадроциклах?
Это зависит от специальных условий. Я точно не помню, надо проверить.
Ты в должности канцлера не пробыл еще и ста дней, а давай на секундочку представим, что пять канцлерских лет стремительно пролетели. И что дальше?
В политику?
У меня нет опыта работы в частном секторе, поэтому я бы представил себя там. И, может быть, потом с этим багажом вернулся бы в государственный сектор. В политику? Не-ет! Я скорее из тех людей, которые выслушивают.
(Это первый и единственный раз, когда мы с фотографом заржали – Меэлис на самом-то деле целый час, пока мы ходим по лесу, говорит не переставая, и вполне себе дельные вещи.)
В школьные годы Меэлис, который был таллиннским мальчишкой, не слишком-то общался с природой. Район Кристийне, как известно, не самый зеленый. Но вот когда бывал у дедушки с бабушкой в Мустамяэ, то там довольно близко познакомился с местными парками. А большую часть теплого времени года он проводил у родителей его родителей в Суурупи.
Ни леса, ни лесных земель у Меэлиса нет, но у предков они с другом рубили небольшие деревья и потом пилили-кололи их на дрова. В доме до сих пор дровяное отопление.
Ты закончил Таллиннский технический университет по специальности “транспортная техника” и стал канцлером министерства окружающей среды. Почему же знания, полученные в вузе, пустил коту под хвост?
То, что я изучал в универе, мне очень помогло в нынешней работе. Вуз учит напрягаться даже по тем дисциплинам, которые кажутся не нужными и бессмысленными. А это нужно для того, чтобы мозги постоянно работали. Думать – оно никому не вредно. И в то же время университет учит целеустремленности. В принципе мы поступаем в вуз для того, чтобы его закончить. То есть ставлю цель и реализую её. Но тут я должен сказать, что очень ценю обучение на протяжении всей жизни и постоянное самообразование посредством опыта и даже, если надо, то учёбу на собственных ошибках.
А тут перед нами засверкала жемчужина Махтраского заповедника – озеро Лаэва. Канцлер в слегка пропотевший рубашке пробует воду, можно ли искупаться, но... На сей раз отказывается от этой великолепной возможности. Полюбовавшись четверть часа незабываемым видом, подбираем вокруг кострища мусор и поворачиваем назад. Выискивание лосиных мух в волосах закончится, судя по всему, только дома.
В каком состоянии окружающая среда Эстонии? Что в ней здорово? Каковы основные проблемы?
Чтобы оценить, надо с чем-то сравнивать. Если сравнивать окружающую среду в Эстонии с мировой или европейской, то общая картина прекрасна. Нам есть чем гордиться. У нас богатые леса, многовидовая природа, нет нехватки воды, питьевая вода качественная, у нас чистый воздух и все такое. Это конечно не значит, что мы можем почивать на лаврах, но я не вижу необходимости в крутом изменении курса и беспричинно резких телодвижениях.
В то же время у нас есть сферы жизни, которые надо кое-где усилить. Мы безусловно должны активнее продвигаться в направлении экономики замкнутого цикла, чтобы основная часть того, что мы используем, была бы утилизирована и тем самым уменьшилась бы нагрузка свалок. Также важно чтобы мы вместе с предпринимателями нашли бы решения такой задачи: как побочные продукты производства (зола, пустая порода, сточные воды) направить обратно в производство. Нам надо свои инициативы и знания в цифровой (дигитальной) экономике и стартапах применить в области окружающей среды. Нам следует предпринять усилия с тем, чтобы в транспортном секторе стали использовать альтернативное топливо, чтобы внедрялись бы более экономные методы транспортировки.
Всего этого можно достичь, если мы будем вести открытые дискуссии с заинтересованными группами на базе фактических знаний и постараемся найти больше точек соприкосновения. Если такого диалога не будет, если во всем будет царит недоверие, то желаемого результата ждать нечего.
А целлюлозный завод и Rail Baltic?
Я ни за, ни против. Прежде всего следует провести исследования и только на их основании принимать адекватные решения. Утверждать то или иное без исследований – это гадать на кофейной гуще.
Меэлису не чужда инфраструктура RMK. Он не фанат кострищ и палаточных площадок, зато в родных местах многократно пробегал по туристическим тропам, просто гулял и осваивал их на велосипеде. Недавно с семьей (у него сын девяти лет и трёхлетняя дочь) и друзьями они побывали на тропах острова Найссар, чтобы испытать предложенные RMK рекомендации пользования лесом.
Он даже пробовал играть в любимый петанк на тропах RMK. Ведь для этой игры в шары нужна простая площадка. А Меэлис – обладатель 20-ти золотых медалей чемпионата Эстонии по петанку.
Как ты считаешь, в каком состоянии находится RMK?
Трудно сказать что-то гениальное. По экономическим показателям и развивающей деятельности, например, оповещению населения о своих проектах – предприятие твердо стоит на ногах, и у него есть уверенность в будущем. Главное, чтобы не стали почивать на лаврах.
Какова роль RMK в обществе?
RMK обязан решать разные задачи, и общество возлагает на него большие надежды. RMK должен сообщать нашей экономике дополнительную ценность путем экологического хозяйствования в государственных лесах. В то же время ему приходится обеспечивать возможность прогулок в лесу для любого человека, собирать грибы и ягоды, вдыхать самый чистый воздух в мире. Поэтому крайне важно, чтобы RMK озвучивал свою роль в обществе и коммуницировал честно и прозрачно. По мне так RMK выступает как бы в роли объединителя лесохозяйствования и защиты природы.
Каким может быть на твой взгляд идеальный RMK?
Я реалист и не очень-то погружаюсь в идеализм. Если же очень напрячься, то идеальный RMK понимает, чего от него ждут и реализует эти ожидания таким образом, что все при этом понимают: они делают невероятно важное дело, которое приносит пользу всем нам сегодня и в будущем.
Время незаметно подошло к половине пятого. Днём раньше я достал мёд и теперь вручаю баночку Меэлису-Расмусу. Спрашиваю, собирается ли герой моего повествования пробиваться в здание министерства окружающей среды на Нарва маантеэ через таллиннские пробки?
“Я подумал, что сегодня уже не пойду в министерство”. „Тебе, кстати, не надо ехать по Тарту маантеэ, сверни на Тухала и там через Таммику – на Вильянди маантеэ”.
“Точно, оттуда можно через Кийза и Саку проехать в Мурасте”.
Чиновник-то чиновник, а все же и человек. Ну, в этой ответственной должности он еще с лихвой отработает сверхурочные.
А что? Может, это очень даже полезно для здоровья - завершить рабочий день в лесу, впитав толику его спокойствия, тишины и ритмов природы?!
Добавить комментарий