Использование «железной птицы» для управления лесами
Текст: Айн Кютт, директор музея Сагадиского лесного центра RMK
Фотографии: архив Сагадиского лесного центра RMK
Перевод статьи с эстонского языка. Оригинал статьи был опубликован в журнале Metsamees.
Авиационное обслуживание лесов на протяжении почти трех десятилетий – одна из самых противоречивых глав в истории нашего лесного хозяйства. Самолеты использовались для борьбы с вредителями и удобрения лесов.
Борьба с майскими жуками с самолетов
Началом использования самолетов в лесном хозяйстве Эстонии можно считать 1956 год, когда в лесхозе Валгаского уезда для борьбы с майским жуком были впервые использованы самолеты. На землях лесничества Кооркюла и Таагепера на площади более 250 гектаров был распылен 2%-й раствор масляной эмульсии ДДТ. В 1950-60-е годы в лесном хозяйстве Эстонии широко использовалось большое количество очень токсичных по нынешним меркам химических веществ. Вскоре после этого для ликвидации очагов соснового пилильщика на площади 155 га в лесничестве Сангасте был распылен 12%-й препарат гексахлорана.
Результаты борьбы с вредителями были признаны очень хорошими, несмотря на то, что помимо вредителей было уничтожено и множество того, что уничтожать не планировалось. Сильное негативное воздействие на природу также стало основной причиной, по которой были организовано лишь несколько подобных эпизодов «воздушной» борьбы с вредителями. Однако спустя десять лет самолетам было найдено другое, гораздо более широкое применение в наших лесах. А именно, в 1967 году по примеру Финляндии с самолетов стали удобрять леса. Подобная деятельность была очень распространена у наших северных соседей, где с самолетов удобрялось более 250 000 гектаров в год. В Эстонии подобных объемов достичь не удалось, но за 20 лет с воздуха было удобрено около 25 000 гектаров леса. Это было обусловлено, в первую очередь, стоимостью данного мероприятия и сложностью его организации.
Разумеется, у лесхозов не было собственного авиапарка, и для удобрения приходилось использовать услуги государственной гражданской авиации. В Советском Союзе весь воздушный транспорт был строго централизован, и его первостепенной задачей было удовлетворение военных нужд. Лишь несколько самолетов, пригодных для распыления удобрений, были доступны для местного подразделения гражданской авиации.
Учитывая, что подобное удобрение с воздуха использовало и сельское хозяйство, интересы которого в национальном масштабе ценились выше, чем лесного хозяйства, то одно только получение времени для полета требовало много времени и сил. Затем шли бесконечные согласования, длительные переговоры, зачастую причастным лицам приходилось давать взятки. Вдобавок ко всему, удобрение с воздуха было совсем не дешевым развлечением.
Летный час АН-2, оснащенного устройством для внесения удобрений, стоил в 1980 году 130 рублей – месячная зарплата сотрудника среднего звена лесхоза.
Из-за высокой стоимости летного часа, удобрение лесов с воздуха имело смысл только в районах, находящихся вблизи аэродромов. Таким образом, в Северной Эстонии было распылено гораздо больше удобрений с воздуха, чем в южных лесхозах.
Сомнительные результаты
Удобряемый участок должен был быть прямоугольной формы, обычно несколько километров в длину и несколько десятков метров в ширину. Цель состояла в том, чтобы удобрить участок за один пролет. Часто предпринимались попытки привязать удобряемый участок к границам существующего лесного квартала. Удобряемый участок отмечали по углам флажками или воздушными шарами, установленными над деревьями. Бункер для удобрений самолета АН-2 вмещал около 1,2 тонны удобрений, эффективность внесения удобрений зависела в первую очередь от мастерства и навыков пилота. Пилот нередко открывал разбрасыватель не в то время или не в том месте. Одним из самых ярких примеров стал случай, когда в результате внесения удобрений с самолета в лесничестве Роэла Раквереского лесхоза в 1969 году были уничтожены рыбные запасы рыбного хозяйства Аравусе, расположенного рядом с удобряемым объектом. Лесному хозяйству потом пришлось еще долго «расхлебывать» нанесенный ущерб.
Наибольшее неудовлетворение вызывала неоднородность конечного результата. Из-за открытого всего на секунду позже бункера оставался не удобренным участок длинной почти 100 метров.
Эффективность процесса удобрения также зачастую оставалась неясной. Последующие результаты мониторинга были противоречивыми, желаемый эффект недостаточным. Также все более актуальным начал становиться природоохранный аспект, поскольку удобрения, сбрасываемые с неба, часто попадали в водоемы. Кроме того, в середине 1980-х годов наблюдался растущий дефицит удобрений. Как правило, для удобрения лесов применялись азотные и фосфорные удобрения, и последних становилось все меньше. Все это привело к тому, что в 1988 году по всей Эстонии прекратили удобрение лесов с воздуха. Этим закончилась своеобразная глава в истории лесного хозяйства Эстонии. Сегодня Закон о лесе запрещает удобрение лесов с воздуха удобрениями прямого воздействия.
Добавить комментарий