ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


07. апреля, 2020

Использование древесины сказывается на климате позитивно и немедленно

Позитивное воздействие использования древесины сказывается на климате немедленно, а не через 60 лет, пишет лесничий Рапламааского лесничества RMK Маргус Эмберг.

Лесничий Рапламааского лесничества RMK Маргус Эмберг

Недавно исследователь экологических проблем лесного хозяйства Тартуского университета Рауль Розенвальд написал, что сплошные рубки в лесах Эстонии ускорят климатические изменения как минимум в течение следующих 60 лет. Он это объяснил тем, что специалисты переоценивают воздействие эффекта замещения на торможение климатических изменений, а надо для их приостановления стремиться к тому, чтобы как можно больше углерода «хранить» связанным.

Вот что пишет Розенвальд: «Надо понимать, что положительное воздействие эффекта замещения проявляется в длительной перспективе только тогда, когда новый древостой свяжет весь объем углерода, высвободившийся в послерубочный период и из произведенной продукции. А находящийся в промежутке в атмосфере объем СО2 все-таки ускорит климатические изменения».

Это высказывание содержит несколько сомнительный положений.

Углеводородный ресурс, который потребуется, чтобы компенсировать не использованную древесину, немедленно приведет к альтернативному выбросу

Оправдывая связывание СО2 естественно растущим и на корню гниющим лесом, очень легко недооценивать выброс того же CO2, который выбрасывается в ходе использования замещающих древесину материалов. Ведь до сих пор 7-8 миллиардов человек так и не придумали реальной и экономичной замены изначальным материалам и энергоносителям, таким как древесина.

Да, картина была бы другой, если бы мы отказались от потребления пропорционально изымаемому объему древесины. В таком случае можно было бы не замещать углеродным сырьем или импортной древесиной возникающий дефицит, но тут надо договориться и о том, за счет чего или кого мы сократим потребление.

Замещение местной древесины импортной было бы, мягко выражаясь, зеленым заскоком, поскольку объемы рубок не уменьшатся, а просто переместятся к нашим соседям.

Рубки, выполняемые в пределах прироста, не ведут к дополнительной эмиссии

Утверждение Розенвальда может быть справедливым, только если его рассматривать без учета эффекта замещения и по лесосекам, рассматривая конкретные лесосеки или выборку лесосек. В глобальном масштабе, учитывая все лесные массивы, мы видим, что параллельно с выбросом углерода в процессе использования древесины, который все равно высвобождался бы за счет гниения деревьев, даже если бы мы ничего не рубли, происходит и связывание углерода древесными растениями.

И по сути то же самое утверждает Розенталь: «Если рассматривать баланс углерода в большом масштабе, то да, одна лесосека может эмитировать углерод, но на уровне лесного массива рост молодого древостоя может уравновесить эту эмиссию, и в пределах массива запас древесины может увеличиться».

Таким образом тезис Розенвальда базируется на единственном утверждении: «Таким образом, в Эстонии рубка ведется непропорционально высокими темпами… и в итоге сокращается как лесной запас так и прирост», которое в свою очередь опирается на мнение Кайдо Камы.

Ископаемый углерод – агрессивный пришелец

Розенвальд утверждает, что воздействие заместительного эффекта на торможение изменения климата переоценивают, если учесть, насколько малая часть нашей древесины используется в строительстве. На самом деле при не уменьшающемся потреблении весь не срубленный объем сортимента замещается углеродным сырьем, поскольку серьезной альтернативы древесине просто не существует.

Есть большая разница в том, что мы, например, сжигаем древесину и возвращаем в атмосферу углерод, который она связывала в течение 80 лет, или сжигать углеводородное сырье и добавлять в атмосферу углерод, который добрался до нас из мезозойской эры.

Высвобождающийся из древесины углерод был «собран» вот здесь, из атмосферы нашего века, а углерод углеводородного сырья был забран из атмосферы в среднем 100 миллионов лет назад, поэтому здесь мы имеем дело с новым и чужеродным дополнительным компонентом в нашем круговороте углерода.

То обстоятельство, что атомы углерода разного происхождения ведут себя после эмиссии одинаково, не оправдывает благосклонного отношения к природному углеводородному сырью. Надо выяснить сколько и каких продуктов безопасных для окружающей среды, можно получить из альтернатив древесине – нефти, природного газа, каменного угля, сланца и торфа. Следует также подумать и над тем, почему не установлены пределы прироста добычи этих альтернативных источников.

Углеродная нейтральность должна быть устойчивой и через 60 лет, а не выглядеть одноразовым проектом

Справедливо утверждение о том, что если лес не вырубать, то леса будут связывать углерод до состояния насыщения, и такой процесс может продолжаться в некоторых древостоях, если их не вырубать еще до 60 лет, однако из схемы, сопровождающей статью Розенвальда видно – если оставить лес нетронутым, то связывание углерода 120-130-ти летним лесом уменьшается, а в каком объеме, мы не знаем.

То есть старый лес, в котором не ведется хозяйствование, начинает способствовать ухудшению климата. Прежде чем делать ставку на связывание углерода лесами, в которых рост и гниение находятся в равновесии в среднем уже к 75-ти летнему возрасту, следует рассмотреть альтернативную возможность: оставить пропорциональный объем углерода связанным в запасах углеводородного сырья.

И тут хозяйствование в лесах, осуществляемое для получения древесины в рамках прироста, остается незаменимой мерой, но она не может работать так, чтобы запасы древесины прирастали постоянно в одном и том же объеме. На самом деле вполне естественно и неизбежно, что в какой-то период они уменьшаются.

Ожидаемый экологический коэффициент полезного действия от неиспользованной древесины должен быть рассмотрен всесторонне и в целом как с экономической, социальной, так и природоохранной точки зрения

Для выращивания леса необходимо пространство, где он мог бы развиваться, поскольку в процессе роста древостой набирает полноту. В девственном лесу пространство для роста создается за счет умерших деревьев и природных катаклизмов (ураган, пожар), а в хозяйственных лесах это достигается рубками.

С точки зрения связывания углерода нет никакой разницы, какими приемами рубки пользоваться, чтобы создавать место для развития, поскольку все рубки приводят к тому, что связанный углерод вместе с древесиной вывозится из леса, а кубометры сплошной или выборочной рубки одинаковы.

Зато наш выбор воздействует на расход ресурсов, качество заготавливаемой древесины и на новое поколение леса, что в свою очередь формирует возможности получения древесины в будущем. Злоупотребление связыванием углерода лесами уменьшает объемы использования древесины и ухудшает качество заготавливаемого леса, создавая тем самым на рынке пространство для использования углеводородного сырья, но при этом не уменьшает неизбежную эмиссию углерода, происходящую за счет гниения древесины, хотя и может временно ее отсрочить.

Для лучшего понимания этих принципов, возможно, следует всесторонне считаться с принципами экологии при защите природы и окружающей среды.

Комментарии

17 .апреля, 2020
MEYXtRwpDj
MViTJNvK
17 .апреля, 2020
eiXmfzNIuUQJYVMH
tZsTouWCBxAOKbk
27 .апреля, 2020
smQygqrzeaiPS
fLCVnYdKPomJzjvp
27 .апреля, 2020
YgCOhotqZuTRp
pZPTzuNEk

Добавить комментарий

Email again: