Черное прошлое, настоящее и будущее Ирландии*
Текст и фото: Михкель Ярвеоя,
координатор международных природоохранных проектов
отдела охраны природы RMK
Поскольку ведущим партнером проекта является Дублинский университетский колледж, а местом встречи Дублин, я сосредоточусь на водно-болотных угодьях Ирландии и расскажу о том, что увидел и услышал во время поездки. В течение следующих пяти лет в рамках ежегодной встречи планируется посетить все объекты проекта в шести различных европейских странах, включая Эстонию.
Ярко выраженный морской климат Ирландии со среднегодовым количеством осадков более 1000 мм (больше на западе и в горах, немного меньше на востоке), довольно равномерным распределением осадков по месяцам и низкими температурами воздуха создает прекрасные условия для образования болот. В Ирландии наиболее распространены верховые болота, покровные болота и низинные болота.
Наиболее своеобразными (а также наиболее распространенными) из них являются покровные болота, образование которых обычно не связано с формами рельефа (например, бывшие озерные котловины, впадины), а болото покрывает весь ландшафт сплошным ковром. Предпосылкой для образования такого ковра является постоянное и большое количество осадков (> 1200 мм в год) и низкое испарение, таким образом покровные болота распространены в основном на западе Ирландии и в горах.
По разным оценкам, болота исторически покрывали 17-20% территории Ирландии. В настоящее время 77% из них сильно пострадали от деятельности человека. В Ирландии нет значительных «классических» полезных ископаемых, таких как уголь и древесина для обогрева помещений, поэтому торф веками срезали, сушили и сжигали в домашних хозяйствах (turf cutting). В последнее время также добавились промышленные амбиции и методы. Однако торфяной брикет является плохим топливом – он дает мало энергии и выделяет много углекислого газа. По понятным причинам ирландское правительство хочет положить конец добыче и сжиганию торфа, но сельские районы подчеркивают традиции, эмоциональные связи и вечный конфликт реальности между городскими и сельскими районами (см. также эту статью). Резкий рост цен на альтернативные виды топлива является дополнительной причиной, по которой не следует отказываться от местного топлива, считают добывающие предприятия.
Помимо добычи полезных ископаемых, основными факторами ущерба ирландским болотам являются сельское хозяйство и облесение, а также осушение, пожары и эрозия, вызванные этой деятельностью. Ежегодно на ирландских болотах происходят масштабные ландшафтные пожары, как правило, преднамеренные, чтобы сделать почву и растительность более пригодными для выпаса скота.
Хотя уничтожение болот было особенно интенсивным в прошлом веке, также растет изучение и понимание иногда очень практических услуг экосистемы, которые предоставляют болота. Именно услуги, потому что формулируя их таким образом, есть больше шансов достучаться до сознания эгоистичных и думающих о выгоде людей.
Одним из таких преимуществ в Ирландии является водная безопасность. Дело не в нехватке воды, а в том, что качество и химический состав воды в реках сильно зависят от площади водосбора, и аж 68% воды поступает из бывших или нынешних болот.
Дублин получает воду из рек, на территории водосбора которых находятся покровные болота горного хребта Уиклоу. Когда-то город был построен возле водоема, где встречаются реки Лиффи и Поддл. Ирландское название этого водоема Dubh Linn, в дословном переводе «черная лужа», которое позже дало городу его английское название. Темный цвет водоема, вероятно, был обусловлен обширным контактом водосборных площадей обеих рек с расположенными в горах покровными болотами. Проверочный вопрос – что еще темное, сделанное из воды и родом из Дублина?
Водно-болотные угодья в их естественном состоянии обладают как водоочистным, так и выравнивающим водный поток эффектом. Из-за осушения водный поток в ирландских реках стал гораздо более неравномерным – после сильных дождей объем воды в реках быстро увеличивается, поскольку буферная способность болот снижена. В воде больше органики и осадка, а затраты на ее очистку выше.
Восстановление осушенных покровных болот на склонах холмов – сложная задача. Обычные методы, используемые на равнинной местности (например, строительство торфяных плотин на канавах), не дают на склонах хорошего результата. Мы посетили одно из таких осушенных покровных болот в горах Уиклоу, где глубокие канавы почти полностью уничтожили мхи и преобладающим видом стал вереск.
В ближайшем будущем ожидаются восстановительные работы на 60 гектарах, частично финансируемые международным производителем микропроцессоров Intel, который имеет большой завод в Ирландии и использует много воды в своих производственных процессах. Проникновение «корпоративных денег» в различные проекты по восстановлению экосистем является растущей тенденцией. Лаборатория ландшафтного финансирования (LFL), один из партнеров проекта WaterLANDS, который работает над привлечением таких частных инвесторов к проектам по восстановлению.
По их словам, владельцы миллионов и миллиардов более или менее вонючих денег активно ищут места, где их можно было бы буквально закопать в торф и утопить. Но какова целесообразность таких инвестиций? В финансовом мире такие вопросы невозможно обойти стороной. Ожидания в отношении целесообразности варьируются от филантропии до продаваемых паев биоразнообразия. На данный момент наиболее актуальным вопросом является компенсация выбросов углерода, т. е. мы компенсируем выбросы углекислого газа компании за счет проектов по связыванию углерода.
Зачастую для целесообразности таких инвестиций достаточно надежности и хорошего имиджа бренда. Циники и скептики классифицируют такие проекты под общим знаменателем – «зеленое отмывание». Бывает, конечно, и так, но хотелось бы надеяться, что новое поколение компаний и инвесторов также будет искренне заинтересовано в более устойчивой охране и использовании природы.
Рекомендация LFL местным общинам и учреждениям публичного сектора, привлекающим деньги частных инвесторов, состоит в том, чтобы оставаться владельцами видения и «истории восстановления». Это однозначно легче сказать, чем сделать.
Есть также интересные разработки в ирландской системе поддержки сельского хозяйства. В течение 60 лет общая сельскохозяйственная политика Европы (CAP) поддерживала фермеров в государствах-членах, направляя в этот сектор через различные механизмы финансирования миллиарды евро. В некоторых случаях такое «швыряние деньгами» наносит ущерб природным экосистемам (например, водно-болотным угодьям), поскольку позволяет вести сельское хозяйство в районах, которые без субсидий были бы экономически нежизнеспособными (например, на малоплодородных покровных болотах). До сих пор при распределении сумм субсидий особенно не учитывалась экологическая ценность сельскохозяйственных земель или то, делает ли производитель что-либо для ее увеличения.
Уже в этом году проект LIFE IP Wild Atlantic Nature создаст добровольную схему оплаты на основе результатов в рамках местного CAP, увязывающая размер субсидии, выплачиваемой производителю, с экологическим качеством земли. Поле оценивается по 10-балльной шкале качества среды обитания и результат умножается на размер поля. Сельскохозяйственное производство может увеличить оценку своего поля с помощью различных действий и, таким образом, получить больший объем субсидий. Например, оно закрывает осушение в используемом для выпаса скота покровном болоте или вытесняет инвазивные виды растений. Пилотный проект в Ирландии может стать флагманом для всей единой сельскохозяйственной политики Европы.
На этой положительной ноте уместно завершить эту историю. Проект WaterLANDS продолжается и работа идет полным ходом!
* черное как хорошо разложившийся торф и местное пиво
Проект WaterLANDS рассчитан на пять лет (2021-2026 гг.), его возглавляет Университетский колледж Дублина (UCD), в нем участвуют четыре партнера из Эстонии: Тартуский университет, Эстонский фонд природы, Центр управления государственными лесами и AS Tootsi Turvas. Общий бюджет проекта составляет 23 миллиона евро, из них 5,2 миллиона выделено на восстановление эстонских болот. Проект финансируется программой Европейской комиссии Horizon2020 – LC-GD-2020-3 и является проектом инновационного действия.
Добавить комментарий